URQ отдыхает

Изображение пользователя Евг.

В IFprint не так давно были опубликованы заметки «URQ в школе», «URQ в колледже» и «Текстовые игры глазами детей», в которых красочно описывалось, как детей насильно заставляли писать и играть в интерактивную литературу и что из этого дела получилось. На мой взгляд, это самая интересная тема, поднятая в данном издании, так что я сразу же подумал ? Евгений Туголуков и Евгений Неваленов уже отстрелялись, так что же мне, тоже Евгению, нечего сказать по этой теме, что ли? Ну да ? в принципе, нечего. Но я скажу.

Название моей заметки «URQ отдыхает» ? и пусть это вас дезинформирует, поскольку речь здесь в основном пойдет о парсерных играх.

Несколько лет тому назад мне посчастливилось работать в одном детском лагере в качестве вагоновожатого. Небольшой частный лагерь на берегу Балтийского моря и кучка детей от пяти до шестнадцати лет, от которых желают отдохнуть их родители со всех концов земного шара. В основном дети местные, но были и россияне, и шведы, даже один мальчик из Франции по имени Жерар Жан-Поль Бельмондье. Общалась вся эта орава на русском, лишь изредка удавалось услышать что-то вроде «Holly Molly!». Впрочем, даже те, кто русского языка не знал совсем, выучив несколько популярных выражений типа «нет», «давай», «ты дурак?» моментально вливались во всеобщий водоворот общения.

Честно говоря, я здорово проводил здесь время. В мою задачу входило фотографировать все, что движется, водить детей туда-сюда, следить за тем, чтобы никто не забывал на пляже свои трусы и другие игрушки. И еще быть «кем-то». Летающая тарелка (фрисби) совершенно случайно улетела за забор и оттуда раздается подозрительный бешеный лай ? «кто-то» должен за ней сходить. Маленькая Маша устала идти ? «кто-то» должен поработать осликом и подвезти ее на загривке. «Кого-то» надо срочно побить подушками. Будет прощальный костер, «кто-то» должен распилить это бревно. Ну вы поняли. В общем, дел хватало ? практически ни одной свободной минуты не было.

От компьютеров и интернетов дети здесь принудительно отдыхали, укрепляя свое здоровье посредством моря, солнца, криков, беготни и воды. Компьютер в лагере был один – что-то такое недостаточно старое, чтобы уже перестать работать, но еще достаточно бессердечное, чтобы позволять запускать на себе обучающие детские программы, странные на вид и на звук. Без интернет.

А однажды в наш лагерь приехали гости ? разработчики первого и единственного (как утверждалось ими же) латвийского квеста. Про эту игру могу рассказать небольшую предысторию. Латвия страна маленькая, меньше, чем Ленинградская область. Обычные новости здесь воспринимаются несколько иначе. Заплыл в обводной канал тюлень - вся страна затаила дыхание, смотрит, как его будут спасать и перетаскивать обратно в море. Упало две сосны рядом с границей – срочный репортаж. В общем, решили у нас построить библиотеку. Даже название ей придумали ? «Замок света». Сразу начались волнения масс ? строить ее или все-таки не строить? Так или иначе, строят «Замок света» вполне безуспешно с 2008 года и вплоть до сего дня, а вот рекламная игра про эту библиотеку и приключения внутри нее сказочных латышских персонажей уже тогда была практически готова. Про игру скажу все только самое хорошее ? мне кажется, она всем понравилась, а особенно в ней были хороши проектор и эти халявные тетрадки, сумки и ручки с символикой, которые раздавали разработчики. Несколько тетрадок у меня до сих пор лежат дома, несмотря на картинки на обложке. И это прекрасно. Не зря, ой не зря, игру спонсировало Общество защитников Латвийской Национальной библиотеки и Всемирный союз свободных латышей.

И вот, по мере того как я наблюдал за демонстрацией игры: с каким азартом дети подсказывали, что делать дальше странноватого вида главному герою, чтобы помочь Лачплесису найти сакту, а у черта отобрать шляпу из ногтей,? у меня в голове вспыхнула утопическая картинка. Такой же проектор, такой же зал, а на стене светится какая-нибудь парсерная игра. Почему-то я представил именно парсерную игру, как более зрелищную (да ? зрелищную, хоть и без картинок). И все точно так же сидят, с горящими глазами читают новые локации и кричат: «взять все!», «север!», «брось, брось лягушку!», «нет! целуй её в голову!».
Проектор благополучно уехал вместе с разработчиками, но на следующую смену я все равно привез с собой заветные текстовые игры.

Как-то раз, когда то ли поломалось солнце, то ли вода в бассейне закончилась, а может, просто пошел дождь, образовалось немного свободного времени и множество детей, которые носились внутри помещения лагеря по пересекающимся траекториям.
Чтобы чем-то заняться, я открыл свой ноут, с которым я обычно программирую сумо-роботов на соревнованиях. Это послужило катализатором для тех детей, которые интересовались компьютерами. Их было не так уж много, но поймите правильно – в лагере, даже когда за окном идет дождь, есть множество куда более интересных вещей, чем пялиться в монитор. Например, можно пытаться проникнуть в комнату девочек путем угадывания пароля (а менялся он чаще, чем ёжик дышит). Или играть внизу в настольный футбол с Аней-теннисисткой, крики которой даже оттуда доносились до второго этажа в HD-качестве. Или писать сценарий собственного фильма ужасов про лагерь. Или пробоваться на роль в нем же без грима и с.
Так вот, окруженный несколькими заинтересованными, я подумал, что это прекрасная возможность показать им текстовые игры. Тем более, что других у меня с собой и не было.
И пусть FURQ не завелась, зато Горгулья встала как родная. Разглагольстовать на тему интерактивной литературы я не стал, решив, что лучше один раз показать, чем мучить детей сказками. Просто запустил первую попавшуюся игру, прочитал им локацию и ввел несколько команд. Я наивно полагал, что буду с умным выражением лица читать текст и затем печатать команды, которые мне будут выкрикивать юные фанаты. Ха! Вы бы видели, как властно меня сдвинули в сторону от клавиатуры...
Игроки сами собой распределились по ролям. Девочка постарше (11 лет) вводила текст прямо как в чате, остальные (10-7 лет) читали все, что появлялось на экране нового вслух и/или подсказывали ей, что писать дальше. Я же с интересом наблюдал за процессом и ничего не делал. Разве что понадобилось пояснить, как в игре перемещаться («с», «ю», «з», «в»), как смотреть инвентарь («инв») и тому подобные мелочи. Все было схвачено на лету.

Сначала все напряженно силились приникнуть к экрану, но вскоре расслабились и картинка «дети играют в ифню» стала просто пасторальной. Кто-то сидел у клавиатуры, кто-то читал, кто-то лежал на ковре, задрав ноги кверху, задавал уточняющие вопросы и выдавал свои варианты действий. За окном постепенно прояснялось и выглядывало солнышко.
Иногда убер-команда заходила в тупик, но я нашел отличный способ выводить их из ступора. Все что я делал, это говорил, «представьте», а затем описывал текущую локацию своими словами. Удивительно, но это работало. В игре про Кащея, к примеру, в первой же локации есть предмет, который не видим при осмотре комнаты. Стоило мне сказать «представьте, вот вы в комнате, тут стоит кровать и...», как кто-то радостно воскликнул «мы же не смотрели под кроватью!».
В Ли Гуане есть довольно сложный паззл (Гораф, как раз на нем застрял в своем видео-прохождении), где герой оказывается заперт в комнате, причем имеет при себе только меч и письмо. Здесь моя команда тоже запнулась, но я тут же разыграл всю эту сценку при помощи пантомимы. Вернее, я взял трубу от пылесоса и листок бумаги, встал у двери комнаты и сказал свое магическое «представьте». Мозговой штурм с разыгрыванием вживую завертелся с новой небывалой силой и уже через пять минут проб и издевательств надо мной дал вариант, который заработал в игре.
Мы прошли практически все парсерное, что могла предоставить нам ифня, кроме «Хроник капитана Блуда» и «Золотого бумеранга», которые я не стал привозить в лагерь по понятной причине. Абсолютным фаворитом у всех стала первая (на тот момент единственная) игра про Кащея от Фаертона. Заклинание вообще их покорило, я даже слышал, как несколько дней спустя они на улице кастовали друг на друга "купокморг".

Понаблюдав за тем, как дети играют, я открыл для себя две потрясающие вещи. Они простые и вроде бы очевидные, но вживую произвели на меня сильное впечатление.

Во-первых, игры действительно приучают думать, искать решения. Здесь нет готовых вариантов ответов, нет подсказок прямым текстом (ну ладно, почти во всех западных играх есть система хинтов, но у нас это вообще не развито). Конечно, все зависит от автора игры и того, насколько логичны действия и загадки, которые он придумал, но, тем не менее, дети учились решать проблемы, они обсуждали друг с другом, что делать дальше, и я замечал, что действия продумываются уже на шаг вперед, а когда необходимо, начинаются стихийные мозговые штурмы и т.д. Честно говоря, мне даже кажется, что я получил больше удовольствия от наблюдения за работой детской мысли, чем дети от самой игры.

Во-вторых, парсерные игры поднимают грамотность. Причем обучение идет не так навязчиво, как во всех этих странных обучающих играх, где, допустим, ты медвежонок, бежишь по лесу, собираешь волшебные грибы и вдруг тебя спрашивают сколько будет 5+7 или предлагают назвать столицу Великобритании и только тогда ты можешь бежать по лесу дальше. Ребенок прекрасно понимает, когда его заставляют что-то делать, потому что так нужно, и это самое «нужно» вызывает внутреннее сопротивление. В парсере же надо написать слово правильно не потому, что это ценный урок, а потому что иначе тебя просто не поймут. Получая ответы от игры («Здесь нет предмета "кравать"», «Я не знаю глагол "выкенуть"») дети очень быстро интуитивно адаптируются. Я с интересом наблюдал, как самообучается девочка (11 лет), которая села печатать команды. Вначале была куча ошибок, причем не только опечаток, а таких хрестоматийных ошибок, которые она наверняка постоянно допускала в школе или в смсках, просто их не замечая. Но игра-то видит всё и моментально сообщает об этом. Мы с ней прошли одну игру, принялись за другую, и я буквально невооруженным взглядом увидел прогресс ? она стала писать просто на порядок грамотнее! Конечно, тут всё зависит от того, какие слова приходится вводить в конкретной игре, но это было как волшебство, честное слово.
Плюс, ввод русских команд отучает от транслита (что проблема в наших краях).

Что касается менюшных игр, то никакого особого впечатления они не произвели, играть в них детям не захотелось, вот мы и не стали.
Я связываю это с тем, что в менюшной игре без особых усилий можно сразу накликать огромное количество текста даже его не читая, а это огромное количество в свою очередь может вогнать в уныние и скуку. А парсер не только представляет собой волшебный способ игры (вводишь текст ? и игра его понимает), но и каждая новая порция текста появляется не просто по клику, а после какого-то мыслительного процесса и поэтому ценится игроком куда дороже. В менюшке, чтобы прочувствовать игру, нужно влиться, вникнуть в нее, а в парсере уже сам ввод команды ? игра.
Вообще, сравнение парсерных и менюшных игры – интересная тема для дискуссий. И стиль, и ощущение от игры немного разные. У парсера есть несомненное естественное преимущество ? выбор действий скрыт, уже только в этом содержится какая-то интрига; кроме того, объектная модель позволяет сразу «поставить» игрока в центр игрового мира. Практически автору остается лишь поиграть мышцами (побольше деталей, побольше описаний, побольше действий и глаголов), тут работает схема: чем больше, тем лучше. Зато менюшная игра ? это всегда творческий вызов автору. Вот попробуй написать что-то такое же интересное и вовлекающее в игру без волшебной парсерной мощи. Тут гораздо более простая и честная схема: чем лучше, тем лучше. И всё на виду.
Но, я вижу, у вас совсем другое мнение? Не забудьте его высказать в комментариях.

P.S.: Для тех, кто еще с нами, небольшой дополнительный рассказ из жизни в лагере.

В одной из смен была девочка-вихрь, 12 лет (мне кажется это именно ей пришла в голову идея с неразрешимыми паролями для девочек). Чтобы придать рассказу пущей пикантности, назовем эту девочку L в честь Лары Крофт, её любимой героини. По характеру и складу ума она напоминает мне нашу Ушкуут, если вы понимаете, о чем я.
Так вот, когда она не бегала вокруг лагеря, не пыталась заниматься акробатикой, не рисовала комиксы, не решала головоломки из привезенных с собой книжек и не заставляла их решать окружающих и т.д., она брала меня и снимала на фотоаппарат фильм про приключения жестокого дяди. Но ладно, это вообще другая история.
Как-то раз все эти дела оказались переделаны, все её фильмы отсняты, и она остановилась в замешательстве. Пытливый ум L все время надо было чем-то поражать ? и поэтому я, не задумываясь, вытащил из своих широких штанин дубликат бесценного груза ? флешку с играми нашей ифни. URQ и QSP игры были встречены L с прохладцей, но зато когда мы открыли «Квантового кота», её глаза загорелись. Кота можно было гладить, в магазине продавались патроны, а что еще нужно юной поклоннице Лары Крофт, чтобы на несколько часов выпасть из окружающего мира?
«Попалась!» ? подумал я и оставил её наедине с драматичным повествованием. Когда я вернулся, то застал её изучающей демо-обучалку Инстеда. Как оказалась, Квантового кота она уже прошла (да, у нее были небольшие проблемы с пиротехникой, но в целом игра прошлась как по маслу), ей все понравилось и она жаждала узнать, как сделать такую же игру.

«О, это очень просто!»? обрадовался я и ловко открыл исходники обучалки. Код Инстеда мы оба видели впервые, но всё было в принципе понято, кроме одной мелочи: почему, когда я пытаюсь хоть что-то там изменить у меня ничего не работает. Выдаваемые на мой прекрасный код ошибки LUA поражали своей изобретательностью. Оказалось также, что в нашем WinXP не было стандартных средств для работы с кодировкой UTF. Минут пятнадцать без какого либо успеха промучившись с Инстедом я заподозрил, что дело принимает печальный для моей репутации оборот.
Но в этот момент как раз оказалось, что наш знаменитый снайпер умудрился закинуть мяч в желоб кухонного водостока. Вожделенный предмет упал так удачно, что был недоступен крикам, палкам и с закорок, поэтому изобретательные ребята взяли второй мяч и закинули его туда же, чтобы он подтолкнул первый и тот провалился по трубе вниз. В конечном счёте в трубе застряли два теннисных мяча, один мяч каучуковый, водяной пистолет и (по неизвестной причине) мочало. Под угрозой оказались и все оставшиеся предметы. Положение становилось критическим, и я срочно отправился спасать мир.
Вообразите себе мое потрясение, когда где-то через час я вернулся обратно к L и застал её за тестированием игры собственного производства. Главным героем здесь являлся повар-экстра класса, который ходил туда-сюда, сражался с кем-то на чердаке и пытался через это починить свою любимую помидородавилку. А целью игры было сделать с помощью этой давилки роскошный торт. Причем L не только успела игру написать (с помощью MS Word в UTF8), но и нарисовала скин к игре в Пейнте (белый фон и "торты-торты-везде торты"). Скетчи к игре она потом еще пару дней рисовала на обычной бумаге. Игра была немного недописана, но работала! Я был в шоке. И вы мне будете рассказывать, что дети не могут и не хотят.
В парсерные игры L тоже поиграла, но без моего вмешательства, так что ничего не могу про это рассказать. Знаю лишь, что ей очень понравился «Кащей», не очень «Клара ? расхитительница варенья» и очень не понравилась картинка к «Башне между мирами» (особенно лицо эльфийки). В том, что она сумела пройти все эти игры, я не сомневаюсь.

Справедливости ради надо заметить, что позднее L дала следующее определение текстовым играм: это такие игры, в которые очень просто играть, но тяжело писать. Она знает, она делала моды для игр про Лару (или что-то подобное), я ей верю. Так что, отбыв из лагеря домой, она вернулась к более простым и приятным занятиям ? учебе, рисованию комиксов, косплею и прочим интересным вещам. Зато историю о том, как бодро она писала на Инстеде, я помню до сих пор.

* * *

Из лагеря я уезжал домой переполненный впечатлениями, идеями и хорошим настроением. Но еще долго не мог придти в себя в городской обстановке без неутомимых безумных криков, смеха, маленьких обид, резвых прыжков по мне, постоянных хитростей и водоворота забавных происшествий. У меня была ломка по детям. Что там игры, главное ? это те, с кем ты в них играешь.

Тип сообщения: 

Комментарии

Изображение пользователя Евг.

Кстати, если кого заинтересовала игра про библиотеку, я искал ее в интернетах и не нашел (все ссылки ведут в никуда). Зато есть прекрасное видео геймплейя на ютубе. Мой любимый кусок вот этот http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=EK5S14uTxqw#t=448s или нет, вот этот, с ходьбой http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=EK5S14uTxqw#t=147s
Хорошее видео. Там даже есть фотка из нашего лагеря.

Евг, меня аж на слезу прошибло от ностальгии по такому же лагерю, по детям, которых помню. Спасибо!

Изображение пользователя Евг.

Золотое время! Значит я неплохо написал :) Так ты тоже пионерский вагоноуважатый? :)

Отличный текст, спасибо! :)
Наконец-то у ИФни прорезался голос. :)

Изображение пользователя Евг.

О, какая откровенная лесть :) Люблю такое. Благодарю! :)

Яндекс.Метрика